ИСТОРИЯ САХАРОВАРЕНИЯ
В самых древнейших источниках упоминается о питании медом. Александр Македонский со своей армией шел через Персию в Индию, и здесь греки обнаружили "камыш, который производит мед без помощи пчел". Это был уже тогда культивируемый в Индии сахарный тростник. Оттуда сахарный тростник распространился через Персию в Египет и стал вскоре известен всему миру. Арабы научились из сока сахарного тростника изготавливать кристаллический сахар и уже в ХVШ веке имели высокоразвитую сахарную индустрию. Они собирали горячую кристаллическую кашицу в кули из пальмовых листьев; так возникла праформа сахарных голов.
Карл Великий способствовал торговле с Востоком специями, к которым тогда принадлежал и сахар. Крестовые походы способствовали распространению сахара в Европе. Х. Колумб сахарный тростник завез в Америку. Сахарные плантации на Кубе, Санто-Доминго, составляли тогда 80% сельскохозяйственных угодий.
Тем не менее, на протяжении всего Средневековья сахар считался более лакомством, чем продуктом питания. Только Фридрих Великий, Мария Терезия и Иосиф П - "просвещенные деспоты" Нового времени, облегчили ввоз сахара через таможни, и сахарная индустрия пережила неожиданный подъем. Тогда же стали рафинировать коричневый тростниковый сахар и вырабатывать из него белый кристаллический.
"Теперь открывается путь к дальнейшему развертыванию искусственного производства" - писали в хрониках т ого времени. Немецкий химик, член Берлинской академии наук А. Маргграф в 1747 году обнаружил, что в сахаристой свекле содержится сахар, аналогичный тростниковому. Ученик Маргграфа, француз по происхождению, Ашар в своем имении под Берлином проводил опыты по выращиванию сахаристой свеклы. Весьма преуспев в этом, Ашар создал промышленный способ получения сахара из особой разновидности свеклы, которая содержала от 7 до 10% сахара и потому получила название сахарной свеклы.
И все же, несмотря на все остроумие немецких химиков и инженеров того времени, развитие сахарной индустрии не встало бы на тот пусть, на котором она находится сегодня, если бы не изменение международной обстановки. А именно, Наполеон подвергся континентальной блокаде, была прервана поставка тростникового сахара в Европу. Поэтому выращивание сахарной свеклы стало интенсивным, и уже в 1811 году существовало много сахарных фабрик в странах Европы. И развитие этого производства шло быстрыми темпами, т.к. применялись новые технологии, что в сравнении с примитивным производством тростникового сахара было явно шагом вперед.
Как развивалось сахароварение в России?
К концу XVIII века производством кристаллического сахара из свеклы заинтересовались всерьез и в России, о чем свидетельствует изданная в конце 1799 года Медицинской коллегией монография "Способ заменять иностранный сахар домашними произведениями".
Первые в России опыты получения свекловичного сахара проводил в 1799-1801 годах Яков Степанович Есипов, который в своем подмосковном имении Никольском разработал технологию и создал оборудование для переработки свеклы. Через год, в селе Алябьеве, Есипов на паях с генералом Е.И. Бланкеннагелем, построили первый в России завод, выпускающий сахар, способный конкурировать с тростниковым.
Бурное развитие сахарная промышленность получила с конца тридцатых годов Х1Х столетия. В 1860 - 1861 году в Российской Империи насчитывалось уже 399 действующих заводов.
Одновременно с ростом производства сахара велась работа по селекции сахарной свеклы, были получены сорта, содержащие 15-20% сахарозы. Для сравнения напомним, что в столовых сортах свеклы содержится в среднем 3% сахарозы.
Дальнейшая история отечественного сахароварения связана с именами двух династий:
Братья Терещенко в начале 80-х годов владели крупнейшими предприятиями России - Михайловским и Тульским сахарорафинадными заводами.
Сахар Боткиных отличался высоким качеством, был очень популярен внутри страны и экспортировался в европейские страны.
Этот исторический очерк несет в себе информацию о питательных свойствах различных видов сахара. О тонких его свойствах. Нельзя не заметить, что в ходе истории шло нисхождение от цветка через стебель к корню.
Цветок, стебель и корень - органы растения, которые отличаются по форме, строению и функциям. Как три члена одного организма они взаимосвязаны, хотя каждая из них в своем существе является носительницей одного направления деятельности. Посредством цветка растение связно с периферией, через корень - с Землей, в стебле и листе встречается Небо и Земля.
- Мед является продуктом космических взаимосвязей. Жизнь в патриархальную эпоху, когда мед был одним из основных продуктов питания, была непосредственно пронизана импульсами божественного мира. Они захватывали волевую жизнь человека. Собственная воля и собственное мышление человека, сила его личности были еще слабы.
- В эпоху тростникового сахара начинается консолидация Центральной Европы. Основание городов, стремление к социальному порядку в человеческих сообществах, а так же глубокое проникновение религиозных импульсов, исходило из сил характера.
- И как свекла корнями прорастает в земное царство, так и мышление нашей эпохи связано с земными вещами. Наше мышление имеет корневой характер; "отношения в мире сегодня регулируются интеллектом, хотя в недрах этого мира уже восходит заря новой эпохи" (Р.Хаушка).
На примере развития сахарной промышленности, в ходе истории отмечается изменение состояния сознания развивающегося человечества. Пример с сахаром - один из многих. Изучая питание разными веществами, эти закономерности прослеживаются в ходе истории человечества. При волевом акте мы поднимаем предмет, посредством мышления мы постигаем его сущность, а чувствуем посредством нашего дыхания. Насколько радость и воодушевление могут сделать летучим наше дыхание и пульс, настолько страх и печаль могут их подавить.
Необходимо отметить, что сахар - это ассимилированный из потока живого растения продукт, который выступает как отложения в цветке, стебле и корне. Вследствие этого, он уже несколько удаляется от растительного бытия и приближается к минеральному. И если он затем подвергается рафинированию, то мы имеем в дальнейшем процесс денатурации. Сахар, как и соль, дают душе твердость, пронизывают ее своего рода невинным эгоизмом. Это усиливает личностный характер. А в наступившую эпоху, сегодня, необходимо развивать силы не личности, а индивидуальности.
Из приведенной ниже таблицы видно, как росло потребление сахара развивающего личностные силы интеллектуального Запада в начале ХХ века.
Потребление сахара (в кг.) на душу населения
Страна |
1903 г |
1914 г |
Англия |
46.4 |
40.8 |
Швейцария |
26.7 |
34.0 |
Франция |
20.1 |
17.7 |
Германия |
19.5 |
34.1 |
Австрия |
10.6 |
17.0 |
Россия |
6.7 |
13.3 |
Таким образом, мы видим, что инволюция духа в материю, ее уплотнение идет закономерно во всех планах Бытия. Это выражено и в характере питания народов мира. Мы рассмотрели этот вопрос на примере употребления сахара. Новая Эпоха ознаменована поворотом сознания и всего Бытия человека в сторону духовности, утончения восприятия на всех уровнях. Поэтому сейчас мы все больше говорим о "правильном" питании. Идут споры, какая диета лучше, какие продукты нужно употреблять, по группе крови или по знаку Зодиака, раздельное питание и т.д… Это и есть один из признаков эпохи.. Новое уже появилось, наша задача - ассимилировать, раскрыть свое сознание для восприятия, не закрываться стеной неверия, суеверия, отторжения. "Что мы едим - тем и становимся", "По тому, как мы выглядим сегодня, можно сказать, что мы ели пять лет назад" - эти простые истины мы можем сами проверить, лишь став более внимательными, более тонкими, наблюдательными./p>
Как все вышесказанное относится к меду и продуктам пчеловодства? Самым непосредственным образом. Но об этом, немного позже.
В своей работе "Учение о питании" Р.Хаушка проводит аналогию между строением растения и человека. В природе существует некое единство, при сохранении огромного разнообразия форм. Используя знания об этом единстве, понимая жизнь растений, животных, можно использовать их в процессе питания. В результате "общения" с представителями этих Царств природы должным образом, можно и должно сохранять свое физическое и психическое здоровье. В этой работе можно проследить закономерности, которые проливают свет на жизнь человека, на характер его Бытия, на развитие заболеваний, способы коррекции различных нарушений.
Наша задача ответить на вопрос, почему о меде, о пчеле, о продуктах пчеловодства пишут и говорят? Почему идут споры в "ученых" и "неученых" кругах, почему эта тема актуальна во все времена? Почему на сайтах в Интернете, где пишут о применении продуктов пчеловодства можно увидеть строки…. "скорее, целебные свойства меда и других продуктов пчеловодства преувеличены….", есть другие варианты - статьи, где раскрываются механизмы воздействия, где описываются процессы, протекающие в организме, когда человек применяет тот или иной продукт. Каждый человек имеет право на собственное мнение. Хорошо, когда это мнение базируется на Знании. Зачастую человеку не хватает даже элементарных познаний по биологии и смежных с ней наук. В настоящее время возможностей для развития существует множество. Главное - быть открытым для восприятия.
- наверх - | - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 - | - 8 - | - 9 - | - 10 - | - назад в оглавление -
|