Поиск по сайту: |
|
|
|
ТАЕТ ВОСК, НО НЕ УБЫВАЕТ ЖИЗНЬ... [ стр. 3 ]
СИМВОЛИЗМ СВЕЧИ У НАРОДОВ МИРА
Историко-философский анализ понятия "символ" (от греческого глагола symballo - совпадение, соединение, слияние, встреча двух начал) может раскрыть в полной мере развитие философской, теософской мысли от античности до наших дней.
1. Символ - это слово, в котором свернутом и скрытом виде заключены свойства вещи (Демокрит).
2. Символ - это некое новое начало, образованное из его составных частей, но не равное им. Смысл этого начала можно только интуитивно угадывать (Эмпедокл).
3. Символ - это то, что всегда включает в себя некий таинственный смысл (Пифагор).
4. У неоплатоников не символ, а символическое постижение истины становится основой философствования (Плотин).
5. По Порфирию, выражать "древнюю мудрость", - значит, "говорить иносказательно", "тайными (мифологическими) символами".
6. Возникновение и наличие символов в осмысляемом и создаваемом человеческом мире, Прокл объясняет насущной потребностью человека рассуждать о Боге, Божественном.
7. По Канту, символ - это чувственный способ представления идей разума, а постижение символа - это интуитивное постижение идеи, которая бесконечна и неисчерпаема своей неизреченностью.
8. Для Гегеля символ - это такой знак, который своей внешней формой выражает определенный смысл, который мы понимаем при наличии определенного контекста (культуры) как символическое содержание этого знака.
Таким образом, идти от явления к сущности - значит мыслить символически.
Символом принято называть тот знак, то слово, которое служит "ключом от Мира Горнего".
В ритуальных обрядах народов мира издавна используются свечи. Какую область Духовного выражает этот древний символ многих народов мира?
Символ свечи означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Огня, Солнца, преображение в горниле праведной жизни. Мягкость и податливость воска выражает готовность человека к послушанию, его смирение, а непродолжительное горение - неверную жизнь, которую легко погасить, ее мимолетность.
Духовный символ свечи у католиков, используемый в погребальных обрядах, означает освещение непроглядной темной стороны смерти, олицетворяет свет мира предстоящего, куда человек вступает после физической смерти.
У христиан свеча - это выражение Божественного Света, сияющего в мире, свидетельство Веры, причастности человека к Божественному Свету. Свеча символизирует Христа, как воплощенного на земле Света, Любви к Миру. В Православной Церкви две свечи по обе стороны алтаря выражают двойственную природу Христа - человеческую и божественную, а три свечи означают Святую Троицу.
*** По традиции, в праздник Сретения Господня, в православных церквях освящаются свечи. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, по городу с зажженными светильниками. В молитвах на освящение свеч в Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и души верующих, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы ("слепоты").
Горящая свеча в христианском храме означает также, что в служении Господу и людям нужно гореть без остатка - именно так сгорают восковые свечи.
*** Пасхальная Свеча - в Христианстве горит сорок дней с Пасхи до Вознесения и символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения. На Вознесение свечу гасят, что символизирует уход Христа с Земли. Такая свеча отображает свет Христа, Сына Бога, восставшего из мертвых и новую, праведную жизнь. Это и Огненный столп, который в течение сорока лет освещал путь народу Израиля.
Ф.Василюк, психотерапевт, в статье "Психология горя" рассказывает о переживании горя после смерти близкого человека одного из его пациентов:
"Мне пришлось однажды проводить психотерапевтическую консультацию с молодым маляром, потерявшим дочь во время армянского землетрясения. Когда наша беседа подходила к концу, я попросил его прикрыть глаза, вообразить перед собой мольберт с белым листом бумаги и подождать, пока на нем появится какой-то образ.
Возник образ дома и погребального камня с зажженной свечой. Он стал дорисовывать мысленную картину, и за домом появились горы, синее небо и яркое солнце. Я попросил сосредоточиться на солнце, рассмотреть, как падают его лучи. И вот, в вызванной воображением картине, один из лучей солнца соединился с пламенем погребальной свечи: символ умершей дочери соединился с символом Вечности. Моему собеседнику как-то особенно стало понятно, о чем пел на отпевании хор: "Вечная память. Вечная память…".
В Каббале три свечи означают мудрость, силу и красоту.
Мозаичный семирожковый подсвечник евреев - менора - отражает, по их мнению, замысел Творца - верующие будут восхищаться его величием и великолепием. "При виде большого количество горящих свечей в Храме, человеческое сердце преисполняется трепетом и смирением пред Создателем. Менора символизирует второй вид награды - награды духовной - ибо сказано: "Душа человека - светильник Господень" (Мишлей).
Абраванель, будучи хорошо знаком с образцами античной философии, трудами теологов и богословов - отцов церкви, современных ему христианских толкователей Священного писания, различными школами арабской философии, еврейскими источниками, объясняет символизм меноры так: семь свечей олицетворяют семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все ее свечи обращены в сторону одной, средней свечи, обращенной в сторону Святая Святых, где пребывает Ковчег. Менора древних была изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые, словно ветви на дереве, разветвляются одна от другой.
*** Еврейские Мудрецы постановили, чтобы в каждом еврейском доме перед наступлением субботы зажигали свечи в каждой комнате, где будут находиться вечером люди. Первая субботняя трапеза должна проходить около зажженных свечей, и это - одно из наслаждений субботы. По словам мудрецов, это настолько важно, что тот, у кого нет денег, должен идти от двери к двери и просить подаяние, чтобы собрать деньги и купить свечи.
В других источниках находим другие трактовки символизма меноры. Так, Иосиф говорит, что семь веточек подсвечника - это Солнце, Луна и планеты, семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы и семь кругов или Сил Мира. Согласно Филону, менора отображает воздействие благодати на все небесные вещи. Но, проникая в глубину сущности явлений, мы видим единство корней понимания символов. Поэтому постижение символизма актуально и сегодня. Размышляя о них, мы становимся ближе к Господу, мы приобщаемся к Божественному Огню Творения.
*** Норвегия - северная страна, где климатические условия суровы и воск всегда был дорогим, поэтому свечи изготавливали из овечьего или свиного жира. Свечи на Рождество были обязательным атрибутом трапезы. Они должны были быть настолько большими, чтобы их хватило на всю рождественскую ночь. Свечи производились вручную в старом доме. И никто из посторонних не имел права входить в это помещение во время их производства. Кроме того, многие верили, что во время работы должно сохраняться молчание, иначе свечи могли утечь. Существовало поверье, что если свеча догорала раньше, чем заканчивался праздник, то на хутор вскоре должна была придти смерть. У хозяина хутора была своя свеча, у его жены - своя. Считалось, чья свеча договорит первой, тот и умрет первым. На окне выставлялась рождественская свеча для странников, чтобы им легче было отыскать дорогу к дому.
Жизнь человеческая в образе сгорающей свечи, которую держит в руках Господь, - это символ, родственный и современному сознанию. Этот символ передается поколениям не только через религиозные обряды, но и через народные сказки, легенды, произведения классиков. Свеча народных преданий, кусок кожи у Бальзака ("Шагреневая кожа"), хранят в своем горении индивидуальности жизни: свеча сгорает то быстрее, то медленнее, шагреневая кожа сжимается, в то время как удовлетворяются страсти ее обладателя. Нравоучительный смысл этого символа в том, что каждый по своей воле сжигает свою жизнь. (М.Волошин).
Л.Андреев пишет, что индивидуальная жизнь человека не имеет
никакого влияния на горение свечи. Свеча - это жизнь человека вообще, и ни
он сам, ни даже "рыскающие ледяные ветры безграничных пространств" не имеют
никакого влияния на ее горение. Носитель свечи не судьба, а Закон, неизменный для всех.
Так, или иначе, человечеству во все времена свойственно выражать свое Предчувствие, Несказуемое, то, что нельзя потрогать руками, в символах, имеющих некое родство с глубокой сущностью выражаемого явления, вечной, нетленной....
"Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обреченное тлению, но чудесный феникс, преодолевающий "ледяной ветер безграничных пространств. Тает воск, но не убывает жизнь…" (А.Блок), "Победит то, что находится в союзе с самой жизнью" (К.И.Чуковский).
:: страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - Наверх - | -
Назад -
|
|
|