"... Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру... Главное, не будьте умершими для Красоты".
Агни-Йога
В природе, несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть вещей и явлений, нет повторений - одинаковых организмов или чувств, эмоций, мыслей. Кажется, тело растений, животных, состоит из одних и тех же веществ, но комбинации их, насыщенность излучениями различна, различен и аромат.
Ароматический аспект Вселенной очень широк, как и цветовая шкала, ибо каждый оттенок цветового луча имеет свой аромат. Комбинация цветовых лучей сопровождается сочетанием соответствующих ароматов. При утончении обоняния ароматический аспект Природы приобретает очень глубокое значение, мир для человека открывается более многогранно, звучащее. Все аспекты Мироздания имеют свое неповторимое ароматическое звучание. Так, жилище человека пахнет его мыслями, словами, действиями. Слова наполнены либо жизнеутверждающим ароматом, либо зловонием… "
Аромат сада роз является очагом благословения для человека" - пишет
Б.Н.Абрамов.
Розовым маслом из местечка Та`иф омывают самое святое, что есть у мусульман - священный черный камень Кааба в Мекке. Традиция мусульман омывать розовой водой храмы подтверждается многими историческими документами: так, вернув в 1189 году Иерусалим мусульманам, султан Салах Ад-Дин приказывает омыть розовой водой всю мечеть Омара, прежде чем проводить в ней священнослужения. Так же поступил и Мухаммед II с собором Святой Софии в Константинополе в 1453 году, чтобы устроить там одну из главных мечетей Оттоманской империи.
В Тонком Мире тонкие тела живых существ питаются ароматами. Звуки, световые цвета и ароматы являются пищей людей, достигших известных ступеней развития. Эта же пища дает вдохновляющую силу поэтам, художникам, скульпторам, утонченным натурам. Красота во всех проявлениях благоухает. Все, что поистине прекрасно, ароматично и благовонно, жизнедательно. Жизнедательны ароматическая смола хвойных, мята, валериана, эвкалипт, бергамот, сандал, кедр, мускус.
"Великими именами отмечены названия полезных растений. Дочь Коцита, прохладная нимфа Минте, дала свое имя успокоительной, свежесть несущей мяте. Недаром и валериана от корня "валер" напоминает нам о здоровье".
Агни-Йога, Озарение
"Масло артемизии (полыни) является сильным утверждением нервной системы. Оно не разрушает, но огненно очищает от вредных наносов".
Мир Огненный
У разных культур мира разное отношение к ароматам.
Буддисты, например, предпочитают ароматы воскуриваемых благовоний, они натирают тела эфирными маслами. В
синтоизме один из основных символов - чистота - приравнивается напрямую к отсутствию запаха. В
Японии были времена, когда мужчин не брали в императорскую армию, если они имели свой собственный запах тела - они не соответствовали буддийскому принципу чистоты телесной (а, значит, и духовной). В Х1V веке при дворе сёгуна Yoshimasa Ashikaga (1443 - 1490 г.) была создана церемония Кодо. Ёсимаса был поклонником благовоний, сам создал нескольких сложных ароматов («Дымок Фудзи», «Цветок чистого закона»), собрал коллекцию из более ста образцов. Термин Кодо означает искусство благовоний, но вторая составляющая, - иероглиф «до», - означает не просто Знание и Умение, но понимается более широко - это Путь, образ жизни.
Но эти ароматы были ароматами для воздуха, а не для тела. Поэтому, когда Мерлин Монро произнесла фразу о капле духов на тело, она шокировала японцев. "Как? Зачем эта женщина каждую ночь специально загрязняет свое тело?"…
*** Древние мастера Кодо исходили из представления, что благовония не только очищают воздух или создают приятное впечатление. Ароматы, по их оценке, освобождали тело от усталости, освежали эмоции, служили лучшим спутником в часы одиночества и даже способствовали общению с иными мирами. Поэтому процедура была строго прописана (начиная от состава благовоний, структуры рисового пепла, направления помешивания, до количества вдохов). На церемонию люди должны были являться чистыми, после горячей бани, в одежде, не несущей ни единого постороннего запаха. Ведущий церемонии предлагал всем присутствующим вдохнуть аромат из предлагаемых чаш и определить название благовония. Условиями конкурсов предполагалось опознание от трех до десяти ароматов. После ознакомления с ароматом названия на табличках складывались в коробку, по этим табличкам определялся победитель. Примечательно, что мастерству проведения чайной церемонии японцу надо было учиться 15 лет, а искусству Кодо - вдвое больше. Постепенно наслаждение благовониями перестало быть исключительной монополией высшей аристократии, превратилось в азартные игры, и в конце XIX века правительство вынуждено было запретить занятия Кодо. (В странах Европы, Америки основные развлечения - ипподром, коррида, тараканьи бега, а в варварской стране, с точки зрения европейца того времени, Стране восходящего солнца - поэтическое осмысление запаха лотоса или цветущей вишни…) Лишь после Второй мировой войны традиционные школы искусства благовоний стали восстанавливать свои позиции в стране. Но и теперь количество поклонников этого искусства в стране не превышает 10 тысяч человек.
Гениальность парфюмера во все времена в том, чтобы создать неповторимый аромат из имеющегося арсенала Природных ароматов. В сознании Мастера рождается замысел на основе памяти ароматов. Это творческая работа не одного года, иногда - десятков лет. И только после "рождения образа" Мастер ищет основную ноту, комбинирует и создает вариации аромата, продумывает дизайн флакона - "флакон для аромата - что платье для женщины". Аромат способен сверкать и переливаться, как настоящий бриллиант; как драгоценный камень, он может обладать магическими свойствами, пробуждающими чувства и фантазию…
Жизнестойкость и Слава парфюмерного Дома Guerlain в развитии парфюмерных идей, совершенствовании их, доведении до идеальных форм. Династия Мастеров словно опыляла эти идеи золотой пыльцой своего Гения, создавая Сад неповторимых, живых Ароматов…
Нет для человека ничего драгоценнее запаха воска в один-единственный, необыкновенный вечер, золотой, светящейся на восходе или закате пчелки, аромата едва распустившегося розового бутона с дрожащей каплей росы…