Меню сайта

 

Поиск по сайту Поиск по сайту:
 

ПЧЕЛОВОДСТВО У СКИФОВ [ стр.2 ]

Историк Маркович (1842 г.) указывал в "Истории Малороссии", что здесь, на этих землях текут молоко и мед.

"…плодородные земли и обилие цветов до такой степени благоприятствовали пчеловодству, что пчелы водятся там не только в лесах и деревьях, но и по берегам рек, а то и просто в земле; что там поселяне истребляют скитающиеся рои пчел для защиты от них роев оседлых и что, образовавшиеся в земле случайно ямы, часто бывают наполнены медом так, что огромные медведи, добравшиеся туда, околевают от обжорства".

И это не удивительно, ведь климатические условия способствовали произрастанию медоносов, они цвели все лето. Старожилы-пчеловоды Гилеи (правое низовье Днепра) помнят плавни, за сезон с которых, они откачивали мед более пяти раз. Понятно, что одно бортничество не могло удовлетворить потребности в меде и воске. Необходимы были знания, опыт, новая информация, которую скифы получали, когда перешли к оседлому образу жизни. Это повлекло изменение уклада жизни, они стали заниматься земледелием, скотоводством, пчеловодством. На переход скифов к оседлому образу жизни, на дальнейшее развитие культуры народов этого региона, повлияли греки и римляне, которые устремились в эти земли, начиная с V1 века.

ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

Месяц май - пора южных ветров "Африк", "Австр", "Ноп", дующих на восток. К походу в Колхиду, Крым и Северное Причерноморье Древние Греки и Римляне готовились тщательно и заранее. Плавание было долгим - только через два месяца они могут достичь желанного берега. Мореплавателей манили хорошие товары, новые города и новые возможности. Между греками и скифами не возникало серьезных раздоров. С самого начала между ними установились тесные связи: культурные, хозяйственные, торговые. Скифский царь Агаэт добровольно уступил место для Пантикапеи (Керчи). Он понимал, что торговля поможет объединить нард и от этого выиграют обе стороны. И он оказался прав: в V1 - 1V в. до н.э. этот город был центром Боспортского царства, которое достигло могущества при правлении Археопактидов и Спартокхтидов. Были объединены греческие колонии на Керченском, Таманском полуостровах: Мармекий, Тиритака, Нимфей, Парфений, Киммерик, Финагория. Этот регион стал центром торговли Причерноморья. В торговлю были вовлечены не только районы степей и лесостепей, но и лесных районов вплоть до Урала и Прибалтики. Вывозили рабов, скот, соленую рыбу, мед, воск, строевой лес, меха, шкуры, металлы, минералы с Урала (Рифейских гор), янтарь из Прибалтики.

*** По свидетельству Демосфена, при Левконе 1 из Боспора в Афины ежегодно поступало около 400000 медимнов (около 1 млн. пудов) хлеба.

Греки неизменно покупали мед и воск. Почему? Ведь в это время в Греции пчеловодство процветало. Более того, греки почитали пчел как подарок Богов, берегли и ухаживали за ними. В законе Солона (640 - 558 г. до н.э.) пчелы брались под защиту, предусматривался порядок постановки пасек на медоносах при кочевке, когда пасеки одна от другой не должны были располагаться ближе 100 м. Здесь уже существовал улей (корзиночный, гончарный, досчатый), формировались отводки. Гезиод (VШ в. до н.э.) сообщает, что во многих районах греки водят пчел в плетеных ульях и знают назначение матки, трутня и рабочей пчелы. Наиболее подробно жизнь пчел и уход за ними, особенности разведения описал Аристотель (IV в. до н.э.) в своей книге "История животных".

Греки использовали мед для консервирования фруктов, готовили сладкий напиток "мелитейон". В медицине мед применяли при желудочных расстройствах, при кашле, больным туберкулезом, для лечения ран. Гомер писал в рапсодиях, что мед с вином снимает усталость.

Воск использовался для изготовления свечей, которые зажигались в огромном количестве в храмах при совершении обрядов. В быту всегда использовались свечи, а для освещения праздничных шествий использовались факелы. Воск заменял бумагу, предохранял металлы от окисления и ржавчины. Анакреон, греческий лирик (V1 в до н.э.), писал об энкаустических красках:

"Нарисуй, о лучший из художников, мою далекую подругу! Ее мягкие черные волосы, и, если воск это может, нарисуй их благоухающими… Чело, белое, как слоновая кость. А для взгляда очей должен ты взять чистое пламя…. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, а губы, сладко влекущими к поцелую…. Одень ее в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает ее тело. Стой, вот я ее уже вижу! Еще мгновение - и ты - воск, заговоришь!"

Много воска шло для создания форм при отливке из металла, для медицинских целей при приготовлении мазей, пластырей, примочек. По свидетельствам Полибия, затем и Плиния Старшего, воск из Северного Причерноморья ценился наравне с предметами роскоши. Он был более высокого качества, лучше понтийского, пунического, корсиканского или критского. Хотя, для медицинских целей он уступал по качеству пуническому и корсиканскому.

Сами скифы очень широко употребляли и мед, и воск. Так, скифы, как и персы, заливали трупы умерших горячим воском. Участники поминок поливали могилы брагой, медом и водой, раскладывали на застланных рушниками могилах еду и голосом "запрашивали" усопших к обеду. Кроме траурных, были и праздничные обряды. Царедворцы и знать устраивали пышные обеды. Горели свечи из воска, на столе были яства из дичи, мяса, плоды и ягоды, мед.

:: страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | Наверх Наверх | Назад Обратно

 

 

  Яндекс.Метрика
Пасека.RU © 2006 - 2017 г. Все права защищены
Использование материалов сайта только с разрешения администрации!