СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА [ стр.3 ]
3. Пчеловодство в Соловецкой Пустыни
В это время пчеловодство в монастыре развито не было. Соловецкая пустынь никогда не была богатым монастырем. Она не имела жалованных государевых угодий, оброчных мельниц, крестьян. Основным богатством монастыря были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. В ХV - ХV1 столетии в государевой грамоте от 29 января 1559 года записано: "От царя и великого князя Ивана Васильевича…Надобе Деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год… по двести пуд меду…и воску…". Мед и воск на острова привозили в основном из Новгорода и Вологды, где существовали подворья этого монастыря.
В 1671 году пустыни было отведено 40 десятин угодий. В 1763 году кроме двух церквей в пустыни находились жилые и хозяйственные строения: сосновая строительная келья с сенями, кирпичной печью и четырьмя красными окнами, изба, где выпекался хлеб (хлебенная), иеромонашеская келья, баня братская с предбанником, три сосновых сенных сарая с двумя погребами под ними, хлебный амбар сосновый, да десять ульев с пчелами.
В середине XVIII веке монастырю уже принадлежало 249 десятин и прилегающие земли, покрытые лесами. На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад, и устроен пчельник.
В Х1Х веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб, который сохранился до настоящего времени.
Н.Костомаров (1907 г.) писал, что монахи монастыря были гостеприимны, имена Зосимы и Савватия были самыми почитаемыми. Почему в народном благочестии эти святые считались покровителями пчеловодства? С.А.Розов считал, что объявление их покровителями произошло во времена правления царя Алексея Михайловича. В это время на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства к пасекам привел к тому, что скопление пчел на одном маленьком участке способствовало изменению приемов пчеловождения, увеличения массовой гибели пчел. Это был сложный период в пчеловодстве, период его становления. Поэтому народ искал психологическую поддержку, обращаясь к религии, к образам святых. Возможно, именно этот момент послужил широкому признанию преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства (О.Ф.Гробов).
4. Святые Отцы - покровители пчеловодства в Европе
В ХVП веке проведены реформы патриарха Никона, были устранены накопившиеся столетиями разногласия в западном и восточном православии. У западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. При раскопках старой болгарской столицы Тырново была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу Х1V в. с текстом молитвы-заговора, обращенном к этим святым:
"Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает - в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети…. При Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима….умножи… благо…" (И.Петков, 1990 г.).
Пахомий Великий (292 - 348/349 г.) в молодости служил в войсках императора Константина в Египте. В 315 году он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню на 10 лет. В 325 году на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого постепенно возникли еще пять. В одном из пяти настоятелем была его сестра. Пахомий осуществлял общее руководство монастырями. Он впервые сформулировал келлиотский устав (живущий своим трудом) на основе завета апостола Павла "Кто не работает, тот не должен есть". Возможно, что монастыри имели пасеки, так как должны были обеспечивать себя воском для свечей. Праздник дня святого Пахомия отмечается 15(28) мая.
Имя Зосимы православный календарь упоминает девять раз, говоря о разных лицах, живших во П - VП веках. Существует связь между упоминанием в народном месяцеслове даты - 4(17) января, которая связывается с Зосимой (Г.Д.Рыженков 1991 г.) и день преподобного мученика Зосимы (Ш и 1V века), отмечаемая церковью в этот же день.
Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, происходило не ранее Х1 - ХП века после разделения церкви на православную и католическую в Х1 веке. Оно происходило самостоятельно в разных странах. У католиков покровителем пчеловодства является святой Амвросий - епископ Медиолана (Милана), живший в 340 - 397 годах.
В Праге, на Карловом мосту установлена скульптурная группа "Мадонна со святым Фомой Аквинским святым Домиником". У ног святого Фомы Ангел держит улей с медом. Этот святой является покровителем пчеловодства в Чехии. Чехи называют пчелу vcela потому, что она будто бы сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя.
В Ирландии - настоятельница монастыря святая Гобнета, а в православной Грузии чтили святого Георгия. По сказаниям кавказских горцев происхождение пчел таково: гром, прогневывавшийся на людей, уничтожил однажды всех пчел за исключением одной, которая была спасена Богородицей и от этого священного насекомого произошли все остальные пчелы.
Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми проходил постепенно в различных странах. На выбор преподобных Зосимы и Савватия оказал большое влияние расцвет Соловецкого монастыря в конце ХVП века, а также сама возможность содержания пчел в суровых условиях европейского севера. Вероятно, эта идея впервые была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и где какое-то время жил Савватий. Примечательно, что празднование дня памяти святых Зосимы с Савватия совпадает с необходимыми в северных широтах мероприятиями по постановке пчел в зимовники. Этот момент как бы подтверждает тесную связь пчеловождения и почитания святых покровителей пчеловодства.
|