Поиск по сайту: |
|
|
|
СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА [ стр.1 ]
1. Легенды о Савватии и Зосиме
"... Долго жили пчелки, Божьи угодницы, долго жили, но не было у них в лике Святых своего покровителя. И нападала от этого на мудрое пчелиное царство всякая нечисть нечистая, мешая пчелам делать Божье дело. Собрались однажды на совет семьдесят семь цариц семидесяти семи городов пчелиных: "У всякого насекомого, у всякой животины, есть свои покровители у подножья Престола Господня, - сказала на этом совете мудрейшая из всех семидесяти семи цариц. Одна пчелка живет-трудится на земле без святой защиты в небесах". Порешили семьдесят семь цариц семидесяти семи городов пчелиных полететь на небеса к Престолу Господню. Полетели семьдесят семь цариц пчелиного царства и обступили подножие ног Всевышнего. Дошла до слуха Божьего жалоба-мольба семидесяти семи цариц, просивших о святом покровителе для своего пчелиного народа, трудящегося и подвизающегося во славу Господа Сил. Внимал Бог Саваоф царственным челобитчицам, внимал и сокрушался: некому было отдать под защитe пчелу - Божию угодницу. Услышал грозен Илья Пророк об этом, и возговорил он пред лицом Всевышнего Царя царей и царств, и напомнил он Господу о новопредставленных святых угодниках Его, преподобных Зосиме и Савватии, Соловецких подвижниках. И воссиял лик Господа Сил радостию велиею: нашлись среди святых на лоне Его не один, а двое покровителей - оберегателей Божьей работницы на святорусской земле. Воспели хвалу Богу Сваофу семидесятью семью голосами семьдесят семь цариц семидесяти семи городов царства пчелиного, и полетели они разносить по миру, по свету белому, радостный благовест о святой двоице соловецкой - Зосиме-Савватии. С той поры и взяла на свои рамена заботу-тоготу о пчеле, Божьей угоднице, святая двоица". Так гласит народная молва...
Другие легенды рассказывают, что Бог посылал Зосиму и Савватия принести "божью работницу" из земли Египетской, страны идольской (или райской), с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. "Рой роится - Зосима - Савва - веселится"; "Что у пчелы в соту, то Зосима - Савва - дали" - говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю "пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают". Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: "Божию помощью и преподобного Зосимы" (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:
Вот и пчельник деда Клима:
Хатка, садик и прудок - И угодника Зосима
Над калиткой образок…
(И.З.Суриков "Дед Клим")
"Зосимой" называли улей с иконой этих преподобных. В.В.Иванов и В.Н.Топров (1982 г.) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой прежитки "языческой эпохи с ее "культами пчелиного бога", подлинное имя которого утрачено" у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху.
|
|
|