Поиск по сайту: |
|
|
|
ПЧЕЛЫ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ [ стр.3 ]
ПЧЕЛА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ
До принятия христианства в Х веке, Киевская Русь, имела многовековую языческую культуру, сложные эстетические воззрения, яркие представления о красоте божеств, природы, человека. Эти представления нашли отражение в материалах этнографии, песнях, сказках, играх, поверьях, устном народном творчестве, вышивке, деревянном зодчестве, ювелирном искусстве. Археологические раскопки доказывают, что Русь знала литье и чекан, владела тонким искусством эмали. Мастера творили бронзовые амулеты и украшения, звездчатые подвески, пряжки, гривны и колты (древние серьги и украшения), осыпанные "зернью" и "сканью". В узоры вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры - следы языческой мифологии славян, почитавших бога-громовержца Перуна, Велеса - покровителя всякой живности, Берегиню - мать всего живого на Земле.
Начало XVIII века для России - время реформ. Старому русскому названию ювелирного мастерства - "золотых и серебряных дел мастер" пришло слово "ювелир", которое явилось показателем новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.
На протяжении многих веков развитие ювелирных украшений находилось в зависимости от явлений моды, покроя одежды. Указом Петра I в 1700 году был введен европейский костюм, и впервые появились броши, диадемы, пряжки для платьев и обуви, запонки. Начинается бурный расцвет ювелирного искусства, основана "Алмазная мельница" в Петергофе (1721 г.), где обрабатывались драгоценные и поделочные камни, гранились алмазы. В 1748 году ее преобразуют в первую гранильную фабрику, а в 1755 году в Екатеринбурге основывают вторую фабрику по обработке цветных камней, а в 1786 году в Колывани - третья.
Мастера-ювелиры прибывали из Европы - Жан-Пьтер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Позье писал в своих записках: "бриллиантов придворные дамы надевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами".
Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков, в недорогих серебряных серьгах используются изображения стилизованного листочка или раскрытый клюв птицы. В ювелирном искусстве Москвы и Петербурга ХVШ века в декоре активно начинают использоваться изображения людей и животных, создаются фигурные композиции на библейские и светские сюжеты, орнамент сохраняет национальные черты, но появляются элементы барокко, изящество рококо, строгие линии классицизма.
Одной из главных и характерных особенностей развития ювелирного дела в XIX столетии в России является создание крупных фабрик, оснащенных новым механическим оборудованием и имеющих в штате мастеров разных специальностей. Мастера-одиночки уже не могут конкурировать с крупными производителями столицы, поэтому во второй половине XIX века постепенно снижается художественное качество местных ювелирных изделий.
Для середины 50-х годов XIX века характерна погоня за бросающимся в глаза богатством костюма в странах Европы, что непременно коснулось и столиц Российского государства. Пышные вечерние туалеты украшаются брошками с подвесками, в моде кольца с овальными или прямоугольными камнями в узкой оправе, браслеты. Ювелиры стремятся создавать "натуральные" формы цветов, листьев, колосьев, пчел, мух, птиц, змей..
В журнале "Отечественные записки" (ноябрь, 1857 г.) о выставке в Берне было написано: "Чтобы высказать, до какой степени мастера успели достичь необычайного разнообразия в отделке браслетов, брошек, колец, серег и т.п., пришлось бы прочитать полный курс ботаники, орнитологии, естественной истории вообще. В прелестных вещицах растения, насекомые то развертываются, то сплетаются в удивительных образах".
ПЧЕЛА В БУКЕТЕ ФАБЕРЖЕ
Знаменитый ювелир Карл Фаберже, живя в Петербурге и постоянно общаясь с царской фамилией и особами, к ней приближенными, имел в своем распоряжении огромный выбор драгоценных камней: сапфиры, изумруды, рубины, опал, жемчуг, бриллианты. С их помощью он воплощал свои художественные замыслы. Фаберже любил полевые цветы. Лютики с васильками в хрустальной вазе - одна из самых знаменитых его цветочных композиций-миниатюр.
"А пчела на одном из цветов, одетая в черную эмаль с усыпанными бриллиантами крылышками, глядящая на нас крохотными рубиновыми глазками, - она, скорее всего, "прилетела" на цветок потому, что придворная дама, заказавшая украшение, не примирилась бы с простыми лютиками, даже если их лепестки изготовлены из золота в 22 карата". Раиса Сильвер
"КОРОЛЬ ЮВЕЛИРОВ И ЮВЕЛИР КОРОЛЕЙ"
В 1846 году Луи-Франсуа Картье было 27 лет, когда он стал мастером ювелирного дела, открыл свою мастерскую. Сын королевы Виктории, принц Уэльский, назвал Картье "Королем Ювелиров и Ювелиром Королей". До Картье никто не производил украшения с пресмыкающимися и насекомыми. Никто не мог предположить, что они могут быть настолько элегантны и привлекательны. Они стали украшать пышные прически придворных дам и камзолы вельмож. Картье первым открыл, что платина способна выдержать больше драгоценных камней и использовал ее в процессе изготовления уникальных изделий. Графиня Ньеверкерк, княгиня Демидова и их приятельница - императрица Евгения, супруга Наполеона III, приобрели у Луи-Франсуа Картье в общей сложности около 150 изделий за три года. Они расхваливали украшения Картье всем своим друзьям и не боялись увидеть похожее украшение на своей подруге, потому что мастер работал на совесть и никогда не повторялся.
:: страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | наверх | назад в раздел
|
|
31.05.2023 10:58 Бакаев Евгений Владимирович
|
|
|