Поиск по сайту: |
|
|
|
СИГНАЛИЗАЦИЯ У ПЧЁЛ
Знакомясь с жизнью пчел, нельзя не отметить различные способы сигнализации, к которым они прибегают, чтобы сообщать друг другу о наиболее важных моментах их жизни: об открытии богатого источника нектара или пыльцы, о времени выхода роя, о найденном для роя новом жилище, о призыве к защите или нападению и т. д.
Многое в этой области пока еще непонятно: например, мы не знаем, какими неведомыми сигналами пчелы-ищейки увлекают целый рой к избранному ими месту для его поселения; но нам теперь уже хорошо известно, как оповещают пчелы друг друга об открывшемся взятке. Делают они это при помощи так называемых «танцев».
Танцы пчел. Считалось, что сборщицы пыльцы совершают «виляющий» танец, сборщицы нектара — «круговой». Ученые, следившие за танцами пчел через стеклянные стенки наблюдательных ульев, так описывают круговой танец. Освободившись от нектара, сборщица начинает, быстро припрыгивая, описывать узкие круги на том месте сота, где перед тем сидела. При этом она постоянно меняет направление движения, поворачиваясь то направо, то налево и, таким образом, двигаясь то в одну, то в другую сторону, описывает один или два круга. Такой круговой танец происходит в самой гуще пчел и особенно интересен тем, что он вовлекает окружающих пчел: сидящие ближе других к танцовщице начинают вприпрыжку двигаться за ней и стараются касаться усиками ее брюшка; они повторяют все ее повороты, так что танцовщица в стремительных движениях как бы тащит за собой целый хвост пчел. Это кружение длится несколько секунд, полминуты или целую минуту, затем танцовщица вдруг прекращает его и, освободившись от свиты, начинает тот же танец в другом месте сотов. Потом она внезапно направляется к выходу, летит снова к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет этот же танец.
| Сигнальные движения пчел о расстоянии до источника корма:
А - круговые Б- восьмёрочные
|
В жизни пчел большое значение имеет также «виляющий» танец. Его описывают так. Пчела пробегает по соту полукруг небольшого радиуса, затем делает резкий поворот назад и бежит по прямой к исходному пункту; потом описывает второй полукруг в противоположную сторону так, что он дополняет первый до полного круга; затем идет снова назад, по прямой к исходному пункту, и, таким образом, продолжает кружиться все на том же месте несколько минут: полукруг налево, по прямой назад, полукруг направо, по прямой назад и т. д. Но самым существенным отличием этого танца от кругового является быстрое виляющее движение брюшком, которое пчела совершает постоянно во время обратного бега по прямой от конца полукруга до исходного пункта.
| Сигнальные движения пчел о направлении к источнику корма:
А — полет к месту добычи «от солнца» под углом 30° Б — полет к месту добычи «к солнцу» под углом 45°.
|
Интересно, что пчелы, наблюдающие за танцами и воспроизводящие движения танцовщиц, все время касаются их своими усиками, т. е. обнюхивают, воспринимая аромат тех цветов, на которых танцовщицы собирали нектар. В запахе цветов пчелы разбираются очень тонко и, начав работать на цветах какого-либо растения, посещают его до тех пор, пока в них не иссякнут источники нектара.
Пчелы, мобилизованные на работу вербовочными танцами, вылетают из улья, отыскивают взяток и, вернувшись в улей с добычей, тоже начинают танцевать, вовлекая на работу все новые и новые группы пчел.
Вербовочные танцы в ульях наблюдаются лишь в тех случаях, когда обнаружен обильный взяток, т. е. если нектар добывается сравнительно легко. По мере же того как цветение того или иного медоноса приближается к концу и в соответствии с этим в цветах снижается выделение нектара, танцы в ульях происходят все реже: при отцветании медоноса добывание нектара делается затруднительным, и пчелы уже не танцуют. Но как только в природе вновь появляется обильный взяток, т. е. расцветает массив каких-либо новых медоносов, в ульях опять наблюдаются оживленные танцы.
Наблюдения ученых над танцами пчел привели к выводу, что круговой танец у пчел означает известие о месте добычи нектара, а виляющий—о месте сбора пыльцы.
|
|
|