ПУШКИНСКАЯ ПЧЕЛА
Есть улей у тебя единственный, но чудный;
Есть пчелы звучные…и каждая пчела
Приносит сладкий сок и лепетом крыла
Жужжит над пасекой под сенью изумрудной.
…………………………………………………
Чудесный улей твой - в душе твоей, поэт,
Рой пчел - твои мечты, полям предела нет,
А песни чистые - в ячейках сладость меда.
В.Жуковский
Чудесные строки Жуковского! Как точнее сказать о рождении Меда Поэзии, как не аллегорически? "Чудесный улей твой - в душе твоей, поэт…"! И кому, как не к Пушкину, могут относиться эти строки: "а песни чистые - в ячейках сладость меда".
Поэт жил в живописном Михайловском, где природа рождала вдохновение, самобытность народа связывала невидимыми нитями прошлое, настоящее и будущее. Оттуда, через гармонию и красоту устройства мира, поэт ведет нас к ощущению Единства всего Сущего на Земле, Мудрости Создателя. Пушкин беседует с теми силами в человеке, которые хранятся в безднах человеческой души, которые человек сам в себе может не ощущать, но которые он почувствует, когда поэт заговорит...
В своих произведениях Пушкин использует метафоры, от чего его образы становятся ярче, разностороннее. Образ пчелы можно встретить в разных произведениях автора: в романе "Евгений Онегин", в повести "Выстрел". Так, И.М.Дьяконов анализирует метафоричность пушкинских строк: "...пчела из кельи восковой летит за данью полевой...". Раскрывая эти метафоры, мы можем выразиться так: пчела подобна монахине тем, что она живет в темных и замкнутых восковых сотах улья, как монахиня в келье; пчела подобна сборщику налогов или дружиннику тем, что она собирает нектар - достояние цветов, как дружинник собирает дань с подданных царя или цариц. То обстоятельство, что монахиня нисколько не похожа на сборщика налогов, не обедняет своей противоречивостью образ пчелы, а обогащает его, делая его более разносторонним".
Свое вдохновение Пушкин черпал из окружающей его природы. Уклад жизни России того времени накладывал свой отпечаток на творчество поэта. Так, В.Ильницкий в статье, опубликованной в одном из журналов "Пчеловодство", пишет:
"Пожалуй, нет в России поэта, чья биография была бы изучена столь тщательно, как жизненный путь Александра Сергеевича Пушкина. Но смею надеяться, мне удалось обнаружить, что наш великий соотечественник был знатоком пчел". Далее автор предлагает свои исследования.
Вот как охарактеризована в романе "Евгений Онегин" Ольга Ларина:
…цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве густой
Ни мотыльками, ни пчелой.
|
Конечно, по этим строкам вряд ли можно представить, что автор знает пчел. Однако далее поэт пишет:
Но кушать подали…идут за стол…
Теснятся барышни к Татьяне;
Мужчины против; и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь
|
Теперь можно уверенно сказать, что образ пчелы не случайный. Дружный приглушенный говор многих людей - это гул увлеченных работой пчел. Такое звучание характерно для пчельника, окруженного плетнем подворья, где стоят колоды, у летков которых толпятся, вылетая и вылетая, многочисленные пчелы. Без сомнения, автор бывал на пасеке, наблюдал за жизнью насекомых. Дружный пчелиный гул остался в его памяти навсегда.
А вот как рассказано о начале бала в имении Лариных:
Гремят отодвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
|
По этим строкам видно, что поэт описывает гул работающих пчел, не их весенний облет, а дружный, хаотический лет в самую горячую пчеловодную пору - во время массового роения.
В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич упоминает пчел четырежды! Разве это случайность? Человеку, не знающему тонкости пчеловождения, не пришло бы в голову связать самое начало ранней весны с весенним облетом, когда "пчела за данью полевой летит из кельи восковой".
А.С.Пушкин досконально разбирался в устройстве пчелиного гнезда. Хотя заглянуть внутрь него в те времена было непросто. Ведь ульи были неразборные. А вскрыть дупло, тем более понять, что происходит внутри, - задача не из легких. Но в повести "Выстрел" читаем: "Стены его комнаты были источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные". Если бы дело происходило в наше время, то удивляться было бы нечему. Действительно, откачанный на медогонке сот, имеет многочисленные отверстия, словно пробит несметным количеством пуль. Но в том-то и дело, что в начале Х1Х в. медогонок не было и соты, скорее всего, напоминали куски льда или снега. Их вырезали из дупла, клали на сито и мяли. Разрушенные соты никак нельзя было сравнить с комнатой, в которой жил отважный любитель дуэльных приключений. Напрашивается вывод: А.С.Пушкин через должею (специальное отверстие в колоде) видел не только залитые медом и запечатанные белоснежными восковыми крышками соты, но и засеянные маткой, с незапечатанным расплодом и пустые.
Где мог видеть это поэт? Конечно, в своем имении Михайловское. Когда наступило время его раздела между наследниками, то была составлена подробная оценка имущества. Из нее и стало известно, что наряду с рожью, коровами и индейками и т.д. в хозяйстве имелось 16 ульев с пчелами, которые давали 5 пудов меда. Почему в описи речь идет об ульях? Первые ульи были изобретены П.Прокоповичем и Н.Витвицким при жизни поэта, но мало вероятно, что эти новые жилища для пчел быстро появились в Псковской губернии. А если в Михайловском ульи все же были, то какой системы? Хотя, скорее всего, идет путаница в понятиях и терминах.
Когда размышляешь о пчеловодных делах пушкинского имения, то обращаешь внимание два интересных факта. Корова тогда стоила 25 рублей, а улей с пчелами вдвое дороже! Если сравнивать с современными ценами, то сейчас пчелы стоят в 10 раз дешевле. И еще. Пчеловодство в Михайловском имело тот же основной недостаток, что и в наши дни: оно было натуральным и безотходным.
В простонародных русских легендах, которые рассказывала Пушкину няня, в сказках и преданьях, звездная пыль является "золотым роем пчел". Эти небесные пчелы посылают на всю ширь-даль поднебесную медовые росы, собираемые с ароматных цветов их земными сестрами. Поэт, вкушающий Мед Поэзии, пищу Богов - амброзию, получает юность и бессмертие.
Говоря о Пушкине, об образах его произведений, мы говорим о его ПРИСУТСТВИИ, о том, что указывает на связь с Тайной самой Жизни. Его Присутствие продолжается в его имени, которое есть духовный символ, через который в душах, переживаниях ума и сердца его благодарных потомков рождается отклик.
|