Меню сайта

 

 

Поиск по сайту Поиск по сайту:
 

ИНТЕРВЬЮ ИГОРЯ КУЗНЕЦОВА



Игорь Кузнецов
- Надежда Владимировна
- Игорь Кузнецов


: Игорь, откуда Вы берете, порой привычные и с другой стороны яркие, эмоциональные, чуждые обыденности сюжеты?
: Странные, смешанные чувства порой вызывает у меня взаимосвязи природы: словно невидимой гранью, они будоражат некие внутренние ниточки, что связывают порядок жизни от звездных далей до межклеточного общения живой энергии. Встреча с новым и неведомым, а зачастую, уже со знакомым и привычным, раскрывает во мне новый мир все глубже и глубже. Этим открытиям нет конца, потому что с каждым новым обращением в природу одновременно открываю в себе отношение к окружающему миру и выстраиваю свое положение во Вселенной. Скорее это переживание текучести жизни... или прохождении этой жизни через меня... В любом случае это - участие в процессе жизни на нашей планете.
: Вы глобально рассуждаете, но некоторые сюжеты довольно конкретные и не несут вселенской значимости. Например, как в картине "Вор". Конкретный медведь страдает от конкретных пчел за воровство конкретного меда...
: Вам жалко медведя?
: Да, жалко. Пчел жалко тоже.
: Кого больше жалко?
: Медведя.
: Но, он - вор! Выходит, что больше Вам жалко вора, чем пчел-созидателей?
: Вы меня путаете. Давайте обойдемся без софистики.
: Никакой софистики. Больше жалко медведя, потому что мы ставим в сюжет этой картины себя вместо него. Или я не прав?
: Конечно, я не ставлю себя вместо пчелы.
: В этом и кроется мое смешанное чувство в отношении к сюжету картины. С одной стороны я представляю медведя, который желает отведать меда и не осознает опасности со стороны мелких насекомых. Кто медведь? Зверь - хозяин положения. Кто для него пчелы? Мелкие никчемные создания.
: Пчелы опасны в массовости.
: Вот в этом и суть, что пчелиный рой - это не сборище насекомых, а единый организм.
: ???
: Вы не думали об этом? Пчелиный рой - это организм, который строит для себя дом - улей. Это организм, который запасает для себя пищу-мед. Это происходит ровно так же, как медведь нагуливает жир перед зимней спячкой. Пчелиный рой собирает мед.
: То есть, Вы не разделяете пчел?
: Разве нам такой повод давала природа? Скорее причина восприятия каждой пчелы в отдельности - это результат антропоморфизма. Мы берем пчелу, как отдельную частицу природы и предаем ей человеческие качества, как предаем их медведю.
: Но сложно представить пчел нераздельно, они всюду летают, а медведь не разлетается в разные стороны в качестве маленьких медведей.
: Человек тоже не разлетается, поэтому нам по восприятию ближе медведь. Пчелиный рой - это необычный для человеческого взгляда организм. Этого чудесного секрета явно не понимает медведь, разрушающий улей. Изначально он не видит пчелиного организма, а видит его составляющие и чует свою власть над мелкими существами. Я изобразил встречу двух организмов: медведя и пчелиного роя, а не медведя и пчелы... Шок медведя - это шок познания, прозрения...
Этот шок может быть и для человека, когда он встречается с организмом не похожим на себя. Усматриваю даже в этом сюжете обман восприятия. Что мы делаем, когда изучаем впервые незнакомый объект?

: Идентифицируем его уже со знакомыми объектами...
: Прежде с собой и воспринимаем его отличиями от человека и от других знакомых существ. Невдомек то, что мы рассматриваем пчелу, как часть организма, а не организм в целом. Это так, как рассматривать ресницу человека и думать, что ресница - это человек. Я утрирую. Грубоватое сравнение, но смысл похож...
: Но почему тогда в первую очередь жалко медведя, а потом пчел?
: Я думаю, что все дело в проекции человеческих качеств на ситуацию.
: Антропоморфизм? Вы не раз уже говорите о некоторой вредоносности антропоморфизма и стремлении избавиться от него. Эту мысль Вы выразили в литературном произведении "Эффекты".
: Я бы не сказал, что антропоморфизм - это плохо. Просто нужно осознавать: где мы проецируем себя на объект и где сам объект. В сюжете картины мы сначала переносим на медведя свою личность. Медведь - это то животное, которое не живет в стаде, оно само по себе самостоятельно, как самостоятелен человек в своих поступках. Когда я вижу медведя, который лезет за медом, то представляю себя. Когда я вижу пчелу, то представляю ее как личность, с которой осознаю себя. Когда я вижу рой пчел, то представляю общество, в котором живу.
: То есть рой пчел - это организм-общество?
: Несомненно. Это такой же организм, как сообщество людей единых в своих взглядах и стремлениях.
: Вы ставите мое сознание в неудобное положение.
: От чего?
: От того, что получается: человек по состоянию ближе к пчеле, чем к медведю.
: Это, смотря как себя осознавать: как индивидуальность или как часть социума. Если взять, к примеру, болельщиков на стадионе, то это - единый организм. Он подобен пчелиному рою, но каждый болельщик в отдельности - это человек. Человек не разлетается по пространству, как пчелиный рой, а вот социальная группа...
: Разлетается.
: Так чем мы отличаемся от пчел?
: Но все же жалко медведя...
: Потому что на картине изображен момент истины для медведя и его нехорошее положение. Что бы Вы сказали, если на картине были бы нарисованы погибшие пчелы, разрушенный улей и обжирающийся сладостью медведь.
: Я бы тогда была на стороне пчел. Но такого не бывает...
: Вот видите, что значит постановка сюжета? Конечно, не будет так, чтобы медведь уничтожил пчелиный рой и все его составляющие. Также личность человека подавляется социумом. Просто мы жалеем того, кто страдает на данный момент, идентифицируя себя с жертвой.
: Давайте не будем о политике.
: Давайте. Вот видите, как мы быстро дошли в разговоре от конкретного меда до социума. Если бы не остановились, то наши мысли довели бы до магнитных волн Земли и всеобщей взаимосвязи живого. Выходит, что конкретный мед несет вселенскую значимость, а вселенская значимость несет конкретный мед.
: Вернемся к медведю и пчелам? Почему картина называется " Вор"?
: Наверное, потому что за преступление в данном сюжете мы имеем в наличии наказание.
: Как у Достоевского "Преступление и наказание".
: Не совсем как у Достоевского, но преступление подразумевается.
: Но в картине оно выходит на второй план, как предыстория сюжета.
: Абсолютно верно.
: Вот, что нравится в этих размышлениях, так это возможность дальше развивать мысль. За мыслью о наказании идут размышления о преступлении, хотя привычнее наоборот.
: Можно еще поразмышлять о последствиях наказания и о воспринятом опыте "поедания чужого меда".


 

 

 

Доска объявлений для пчеловодов
Последние 5 объявлений

31.05.2023 10:58   Бакаев Евгений Владимирович
18.03.2023 10:30   Юрий
18.08.2020 10:41   Дамир
12.11.2019 12:08   Ксения

  Яндекс.Метрика
Пасека.RU © 2006 - 2024 г. Все права защищены
Использование материалов сайта только с разрешения администрации!
ресурсы о пчеловодстве
статьи 2