Поиск по сайту: |
|
|
|
ПЧЕЛА - СИМВОЛ ЕГИПЕТСКОЙ БОГИНИ МААТ
В 1978 - 1979-х годах миссией Бруклинского музея под руководством Джона Ромера было осуществлено первое крупное исследование гробницы Рамсеса XI, последнего царя XX династии фараонов Египта. Эта усыпальница в Долине Царей стояла открытой с глубокой древности, полуразрушенная, была прибежищем монахов. Исследователям удалось обнаружить три тайника, в которых хранились ритуальные магические предметы, призванные защитить царя и освятить его гробницу. Здесь и была найдена скульптурная группа, выполненная из воска, изображающая Рамсеса XI и Маат (композиция хранится в Музее Египетского искусства в Луксоре).
*** Согласно древней египетской легенде, из слез Бога Ра, пролитых во время творения Вселенной, появились пчёлы. В дальнейшем, крылатые существа принесли Богу свои жертвы - мед и воск. Свойства воска - мягкость, податливость, - использовали для придания ему формы любого существа - растения, животного, человека. Такие фигурки в древних магических ритуалах наделялись магическими силами и способностью воздействовать через них на реальный объект. Так, уничтожение воскового образа Апопа - великого Змея Хаоса и противника Бога Ра, - помогало Солнцу в ином Мире повергнуть своего врага. Жены фараона Рамзеса Ш, желая погубить царя, изготавливали восковые фигуры по рецептам, содержащимся в древних колдовских книгах.
При создании образа Солнца, статуэток Солнечных Божеств в созидательных целях использовался этот всесильный жертвенный дар божественных насекомых - пчелиный воск.
Что же представляет собой найденная Ромером композиция? Каково ее назначение и символизм с учетом места ее нахождения - в усыпальнице фараона?
Рамзес и Маат…
Законы Вселенской Гармонии были начертаны Богом-Творцом со времен сотворения Мира. Согласно этому вечному и незыблемому закону вращаются Звездные Миры, совершаются циклы развития планет, строится органическая жизнь, созидаются взаимоотношения между живыми существами. Находки археологов во всем мире говорят о том, что в первоначальные времена жизни на Земле человечество поклонялось Богине Матери - Созидающей Силе Природы.
В Древнем Египте выразительницей этого Закона была богиня Маат - наиболее почитаемая египтянами. Ее изображения находят в различных храмах Египта - женщина со страусиным пером в густых волосах, иногда сидящая, крылатая. Часто изображался ее символ - страусиное перо или предвечный холм со скошенной стороной, на котором ее часто изображали древние.
Маат ("страусиное перо") олицетворяла принцип Истины, Правосудия, Чистоты, Справедливости и Согласия (в противоположность богине Исефет, символизирующей Хаос, беспорядок, лень, небрежность и зло во всех его формах). Как наместник Бога на Земле - царь, правитель, - являлся выразителем этих принципов в социуме. Совершая ритуалы, проживая благочестивую жизнь, фараоны, таким образом, поддерживали принципы Маат. Во время богослужений, правитель приподносил лику божества небольшую статуэтку богини, дочери солнца, увенчанной страусиным пером, соединяя, таким образом, Небо и Землю, восстанавливая вселенский миропорядок. Совершая такой ритуал, правитель укреплял принцип царственности, выражая опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни будущих поколений.
На древних изображениях Маат присутствует на загробном суде (такое изображение содержится и в «Книге Мертвых»), который совершается над каждым усопшим. Перед престолом судьи – Осириса, находятся великие Весы Правосудия. Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Сердце человека помещалось на одну чашу весов, на другую – страусиное перо Маат. Чтобы Душа могла соединиться со Светом и Истиной и продолжать свое путешествие в Вечности, сердце должно быть легче пера Маат. Если сердце было отягощено преступлениями, чаша грехов перевешивала и чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь "с Маат в сердце", был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару.
Для древнего египтянина - Следовать Законам Маат, - являлось стержнем существования, Путем, ведущим в Бессмертие. Это был долг чести и образ жизни.
Египтяне почитали Священным символом Маат – пчелу, а воск использовали, посвящая его Богине и ее Солнечному отцу – Богу Ра.
Теперь возвратимся к находкам в гробнице Рамзеса ХI.
Фараон изображен в поклоне великой Богине Маат с протянутыми к ней ладонями. На нем надет головной убор немес (специальный царский платок, изготовленный из ткани, опоясывающий лоб, спускающийся с двух сторон лица на грудь и образующий сзади остроугольный карман) и ритуальный набедренный пояс шендит. На лбу правителя священный урей (по-египтски Урхен - "вставший на дыбы") - изображение змея, символа посвящения, сокровенной мудрости, на подбородке - завитая ритуальная бородка хебесут - непременный атрибут обитателей далекого Пунта - "Земли Бога".
Богиня Маат предстает в длинном платье, характерном для иконографии богинь и скипетром вечной молодости уадж в руках. На ее голове - традиционный парик, на котором должно было быть страусиное перо, но оно не сохранилось. Между царем и богиней изображена уйа - Солнечная Ладья, покоящаяся на водах Иного Мира.
Фигура Маат значительно превышает фигуру фараона и, по мнению исследователей, олицетворяет не только Божественный Принцип Вселенской Гармонии, Порядка, но и как Мать Царя, ведущего его на Ладью Солнца, Бога Ра. Этот Культ Исиды-Маат "царской матери" засвидетельствован во многих египетских источниках второй половины Нового Царства. Солнечная Ладья здесь символизирует Путь Царя, его странствие в Жизни Вечной.
Кроме композиции, изображающей Рамзеса и Маат, были найдены два восковых "озера пламени" - часть топографии иного мира. На гранях "озер" расположены иероглифические знаки огня, а на углах - духи в облике павианов, точно копируя изображение к CXXV главе "Книги Мертвых".
***Среди европейцев длительное время существовало мнение, что в Египте жили люди, которые поклонялись смерти и всю свою жизнь готовились к ней. Египтологи знают, что это не так и название "Книга Мертвых" - скорее условное. Подлинным названием произведения было "Эр ну перэт эм херу" - "Изречения выхода в день". В нем показан путь, который должен пройти умерший, проходя через все опасности загробного мира: пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть - "обновиться", как говорили египтяне. Победить смерть, чтобы вести уже потом духовно-чувственное существование в омоложенном, прекрасном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении своих родных и близких. Это книга о Жизни, о победе над Смертью.
Таким образом, Фараон, в данном случае - Рамзес Х1, предстает в начале своего Пути в Иной Мир, главной целью его является победа над смертью и воссоединение с солнечным Божеством, вечное утверждение Маат в Земной Жизни, рука об руку с Ра-Атумом ("завершенным" Богом, источником Божественной творящей энергии), в его бесконечном плавании в Океане Жизни.
Вся эта композиция, которую помещали в погребальную камеру, должна была магически защищать царя, обеспечить ему посредством проводимого тайного ритуала воссоединение с Солнцем на его Небесной Ладье. "Золотой дом" - погребальная камера гробницы царя, - принимает божественное нетленное тело царя и обеспечивает трансформацию его Индивидуальности в Солнце, - так гласит Маат - выражение Божественного Закона.
Пчёлы, появившиеся из слез Бога Ра, ставшие символом самой великой Богини, производящие чудодейственный воск - мягкий и податливый под руками ваятеля материал, - на века связали Небесное и Земное... С древними археологическими памятниками, сохранившимися и дошедшими до наших дней почти в неизменном виде, приходит своего рода Послание, не имеющее временных границ, ключи к которому в руках Незримого…
По материалам, опубликованным на сайте Ассоциации "МААТ" по изучению Древнего Египта. http://www.maat.ru/about/about.shtml
По материалам книги Шапошниковой А. К., Шапошникова А. К. "Древнеегипетская книга мертвых", изд. ЭКСМО-Пресс, 2005 г.
|
|
|